Обсудить
бизнес-задачи
блог о bi, №1 в рунете

Анализ качества товарных запасов с использованием возможностей инструмента

Retail Analytics

При оценке качества товарных запасов особое внимание следует уделять изучению неходовых товаров, выявлению причин их образования. Образование запасов этих товаров в основном происходит через просчеты при определении потребности в товарах, при получении от поставщиков изделий низкого качества, устаревших фасонов и моделей, а также в результате чрезмерного и неравномерного их завоза в торговую сеть.



Цель анализа неходовых товаров заключается в выявлении причин их образования, определении экономического ущерба от наличия этих запасов, разработке мер по снижению их количества. Основным источником информации для такого анализа являются данные учета неходовых товаров, материалы инвентаризации, выборочных наблюдений.


Система бизнес-анализа для розничной торговли Retail Analytics предоставляет удобный инструмент для оценки качества запасов – анализ актуальности номенклатуры. Отчет предоставляет возможность выявления соотношения количества товарных позиций, участвующих в продажах, с количеством товарных позиций, участвовавших в складских товародвижениях. Например, за год на склад поступило 3000 уникальных товарных единиц (SKU) в пределах одной товарной группы, из них в продажах участвовало 1700 товарных единиц. Таким образом, актуальность номенклатуры за год составляет 57%, остальные же товарные единицы лежат на складе «мертвым грузом». Анализ залежавшихся товаров позволяет оценить стоимость неликвидов на складе и спланировать акции, по сбыту залежавшихся товаров.


При анализе используются следующие показатели:


Актуальность товарной матрицы

Продажи SKU – количество SKU, участвовавших в продаже

Склад SKU – количество SKU, участвовавших в складских товародвижениях

Остаток шт – количество товара на складе

Остаток руб – стоимость остатка товара на складе

Дата первой продажи – дата, когда товар был продан первый раз

Дата последней продажи – дата, когда товар был продан последний раз


Благодаря удобной визуализации работать с отчетом довольно просто. При выборе временного периода, за который стоит провести анализ, отчет показывает нам сводку по номенклатуре с использованием приведенных выше показателей. Элементы сортируются по показателю Остаток шт. Для удобства, те элементы, которые не участвовали в продаже за данный период (Продажи SKU = 0) или товародвижении (Склад SKU = 0) или не продавались вообще (даты первой и последней продажи не зафиксированы), подсвечиваются розовым цветом. Показатель Остаток руб показывает стоимость залежавшегося на складе товарного остатка. Общие итоги показывают общую стоимость неликвидных товаров и актуальность номенклатуры.


Приведенные показатели рассчитываются и анализируются по предприятию и по отдельным товарным группам. Увеличение удельного веса залежавшихся товаров ведет за собой большие убытки и приводит к ухудшению финансового состояния торговой организации. Рост залежавшихся запасов может быть обусловлено ошибками в оперативной работе с неходовыми товарами или несвоевременность их уценки. Объем затрат и убытков торгового предприятия от хранения залежавшихся товаров увеличивается пропорционально повышению времени пребывания их на предприятии. Для определения возможного размера уценки товаров следует сопоставить убытки от уценки с объемом расходов, связанных с обслуживанием и хранением товарных запасов.